Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Оценка современного состояния решаемой проблемы исследования. Трансформация российского общества, характеризующаяся многогранными, зачастую неоднозначными сдвигами в социальной, экономической, политической и правовой сферах, актуализировала важнейшее значение конституционной ответственности – конструкции, воплощающей подотчетность государства перед людьми (что подчеркивается не декларативностью, а исполнимостью конституционных норм), – и повысила функциональность конституционно-правовых механизмов как инструментов, формирующих уважение общества к «Основному закону» (подчеркивающих его верховенство в правовой иерархии). Данный институциональный механизм, направленный на унификацию правового пространства Российской Федерации, обеспечение верховенства Конституции, законности и правопорядка в деятельности органов государственной власти, одновременно укрепляет демократические принципы (что является необходимостью в условиях проводимых социально-политических реформ). Одновременно концептуальная неразработанность конституционной ответственности, характеризующаяся фрагментарностью правового регулирования и концептуальной противоречивостью, препятствует ее практическому применению (ее нынешний вид зачастую отражает политическую борьбу, а не конституционную законность).
Конституционная ответственность предстает как важнейшая грань юридической ответственности (социально-правового феномена, охватывающего разнообразные проявления), неразрывно связанная с конституционной нормативностью; ее неразрывная связь с эффективностью конституционного права особенно очевидна в контексте проводимых в России правовых реформ (реструктуризации федеральной и местной систем управления). Концептуальное отсутствие единой теоретической базы в российской юридической науке усугубляет проблемы реализации (выявляя значительные пробелы в ее регулировании), проявляющиеся в дисфункциональности функционирования этого института (характеризующегося политической эксплуатацией и системной дестабилизацией). Безнаказанность государственных чиновников закрепляет правовые нарушения в государственных структурах, подрывая конституционный порядок и дестабилизируя системы управления. В этой связи конституционная ответственность, определяемая как механизм, обеспечивающий соблюдение конституционных принципов (с акцентом на юридическую ответственность как государственных органов, так и отдельных акторов), является неотъемлемой частью укрепления демократических норм и упрочения верховенства права.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами: во-первых, важность института конституционно-правовой ответственности. Он служит инструментом поддержания правового порядка, обеспечения законности, защиты прав и свобод граждан; во-вторых, дискуссионность некоторых аспектов, например, основания ответственности, перечень субъектов ответственности, конституционно-правовые санкции. От разрешения этих вопросов зависит эффективность правового регулирования и реализации конституционно-правовой ответственности в Российской Федерации; в-третьих, отсутствие чёткого понимания некоторых понятий, например, не сформировано однозначное мнение о понятии, свойствах, источниках, основаниях и мерах конституционной ответственности. Таким образом, исследование в этой сфере помогает решить такие задачи, как охрана Конституции, обеспечение действенности конституционно-правовых норм, усиление влияния конституционного права на общественно-политическую практику и повышение эффективности функционирования государственных институтов.
Целью исследования является анализ понятия и видов ответственности в конституционном праве.
Задачи исследования:
1.исследовать теоретические основы конституционно-правовой ответственности;
2.раскрыть конституционно-правовую ответственность и другие виды юридической ответственности в России;
3.рассмотреть законодательное регулирование конституционно-правовой ответственности в России;
4.проанализировать практику и выявить проблемы реализации конституционно-правовой ответственности в России.
Объектом исследования ответственности в конституционном праве являются правоотношения, возникающие вследствие функционирования конституционно-правовой ответственности.
Предметом исследования является система правовых норм, предусматривающих конституционно-правовую ответственность, прежде всего конституционно-правовые санкции, и процедуру их реализации.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Информационную базу исследования составили: Конституция РФ; законодательство РФ; материалы судебной практики.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
Предполагаемые результаты исследования ответственности в конституционном праве, её понятий и видов: определение конституционно-правовой ответственности как применения к лицу, виновному в нарушении предписаний конституционно-правовых норм, мер государственного принуждения; выявление сущностных признаков конституционно-правовой ответственности, её особенностей; рассмотрение субъектов конституционно-правовой ответственности, к которым относятся высшие, региональные, местные органы власти, депутаты, должностные лица, принимающие наиболее важные государственные решения; анализ оснований возникновения конституционно-правовой ответственности, под которыми понимаются обстоятельства, которые в соответствии с конституционно-правовыми нормами влекут её наступление; классификация конституционно-правовых санкций, при их определении учитывают характер и общественную значимость поведения субъекта конституционно-правовой ответственности, а также его конституционно-правовой статус; формулирование основополагающих проблем конституционно-правовой ответственности и предложение мероприятий по совершенствованию этого института конституционного права. Также в рамках исследования рассматривается соотношение конституционно-правовой ответственности с другими видами юридической ответственности, от которых она отличается по многим позициям.
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ВИД ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1.1. Теоретические основы конституционно-правовой ответственности
Защита «демократических принципов», заложенных в «Основном законе» Российской Федерации, является фундаментальной задачей современного общества, недостижимой без неукоснительного применения конституционно-правовой ответственности, которая обеспечивает соблюдение конституционных норм, закрепляет неотчуждаемость «естественных прав», подчеркивая ответственность государства (в лице его должностных лиц) перед обществом. Данная форма ответственности, выделяемая в качестве самостоятельного вида «юридической ответственности», неразрывно связана с обеспечением конституционных основ и отличается по своему характеру и объему от других видов юридической ответственности (уголовной, административной, гражданской). Ее суть заключается в уникальных регулятивных нормах, составляющих краеугольный камень конституционного надзора и функционирующих в качестве механизма реагирования государства на нарушения конституционных принципов.
Несмотря на свою значимость, конституционно-правовая ответственность страдает от фрагментарности законодательной базы: ее меры, частично интегрированы в современное российское законодательство, не имеют комплексного регулирования[ Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. – М, 2011. – С. 277.].
Такие ученые, как В. В. Полянский, отмечают, что конституционная система России зачастую обходит стороной ответственность органов государственной власти и должностных лиц – ключевых субъектов конституционных правоотношений[ Полянский В.В. Конституционная ответственность в свете задач гармонизации публичной власти в федеративном договоре // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. – М., 2008. – С. 209.]..
В Конституции РФ понятие ответственности государства и чиновников остается достаточно не исследуемым, а процессуальные механизмы возложения конституционной ответственности – неопределенными. Исторически преобладали дискуссии о «государственно-правовой ответственности», отражающие раннее обозначение конституционного права как «государственно-правового», в последнее время дискурс смещается в сторону понимания конституционной ответственности как уникального института[ Авакьян С.А. Государственно-правовая ответственность // Советское государство и право. 1975. № 10. – С. 8.].
А.А. Кожевников подчеркивает: в других правовых системах, признавая ответственность государства за нарушение конституции, конституционную ответственность часто смешивают с «административной ответственностью» – терминологическое расхождение, подчеркивающее сложность определения этого явления[ Кожевников О.А. Юридическая ответственность в системе права. – Тольятти, 2009. – С. 104.].
Трактовки рассматривают конституционную ответственность как часть «социальной ответственности», включающую политические, моральные и этические аспекты – такие подходы размывают ее правовую специфику[ См., напр.: Боброва Н.А., Зражевская Т.Д. Ответственность в системе гарантий конституционных норм. – Воронеж, 1985. – С. 84.].
Значительно, что такие ученые, как А.В. Зиновьев, выступают против смешения «конституционной ответственности» с «политической ответственностью», ссылаясь на присущую политике моральную двусмысленность – она расходится с формальной точностью, требуемой при юридической ответственности[ Зиновьев А.В. Конституционная ответственность // Правоведение. 2003. № 4. – С. 53.].
Конституция Российской Федерации», закрепляя защиту прав человека как основополагающую обязанность государства, обусловливает взаимные обязанности граждан, создавая так называемые «общерегулятивные»
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные и иные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 01.07.2020. № 31. Ст. 4398.
2.Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) "О референдуме Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 27. Ст. 2710.
3.Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ", 09.11.2020, N 45, ст. 7061
4.Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 02.11.2023) "О чрезвычайном положении" // Собрание законодательства РФ, 04.06.2001, N 23, ст. 2277.
5.Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 31.07.2023) "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ", 25.07.1994, N 13, ст. 1447.
6. Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ (ред. от 13.12.2024) "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 27.12.2021, N 52 (часть I), ст. 8973
7.Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 13.12.2024) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 382
Монографии, сборники научных статей, учебники и учебные пособия
8.Авакьян С.А. Государственно-правовая ответственность // Советское государство и право. 1975. № 10. – С. 8-11.
9.Авакьян С.А. Конституционно-правовая ответственность – особый вид юридической ответственности // Конституционно правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. – М., 2011. – 235 с.
10.Атия, А. М. А. Конституционная ответственность как вид юридической ответственности / А. М. А. Атия // Инновации. Наука. Образование. – 2022. – № 49. – С. 833.
11.Боброва Н.А., Зражевская Т.Д. Ответственность в системе гарантий конституционных норм. – Воронеж, 1985. – 384 с.
12.Василевич Г.А. Конституционно-правовая ответственность – особый вид юридической ответственности // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. – М., 2011. – 246 с.
13.Виатр Е.Д. Конституционная ответственность в Польше после 1989 года // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2018. № 2. – С. 12-14.
14.Виноградов В.А. Понятие и особенности конституционно-правовой ответственности: проблемы России, опыт зарубежных стран. – М., 2008. – 238 с.
15. Вопленко Н.Н. Законность и правовой порядок. – Волгоград, 2017. – 378 с.
16.Демидов И.Ф. Проблема прав человека в российском уголовном процессе (концептуальные положения). – М., 2005. – С. 39.
17.Еременко Ю.П. Советская Конституция и законность. – Саратов, 1982. – С. 148.
18.Жогин О.В. Конституционная ответственность как объект теоретико-правового исследования: Дис. … канд. юрид. наук. – Пенза, 2006. – 243 с.
19.Зенкин С.А. Как изменить Конституцию: о конституционном пересмотре и конституционных поправках // Представительная власть. 2016. № 8. – С. 131-133.
20.Зиновьев А.В. Конституционная ответственность // Правоведение. 2003. № 4. – С. 53-55.
21.Зражевская Т.Д. Ответственность по советскому государственному праву. – Воронеж, 1985. – 232 с.
22.Кожевников О.А. Юридическая ответственность в системе права. – Тольятти, 2009. – 310 с.
23.Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации: Ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства Российской Федерации. – М., 2009. – 231 с.
24.Колосова Н.М.. Конституционная ответственность в Российской Федерации. – М., 2006. – 228 с.
25.Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов федерации: вопросы теории и законодательного регулирования в Российской Федерации. – Красноярск, 2009. – 238 с.
26.Конституции государств Европейского Союза/ Рук. редкол. Л.А. Окуньков. – М., 2008. – 584 с.
27.Конституции государств Центральной и Восточной Европы / Отв. ред. Н.В. Варламова. – М., 2007. – 530 с.
28.Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. – М., 2011. – 439 с.
29.Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. – М., 2011. – 427 с.
30.Лучин В.О. Ответственность в механизме реализации Конституции // Право и жизнь. 1992. № 1. – С. 36-38.
31.Мартиросян А.Г. Теоретическая конструкция юридической ответственности и институт конституционной ответственности: соотношение и взаимосвязь // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 4. – С. 23.
32.Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. – Саратов, 2012. – С. 117
33.Овсепян Ж.И. Критерии конституционной ответственности в Российской Федерации // Северо-Кавказский юридический вестник. 2016. № 4. – С. 12-14.
34.Патрикеев В.Е. Конституционная ответственность в Российской Федерации: теория, практика, перспективы. Дисс. канд. юрид. наук. – Санкт-Петербург. 2004. 223 с.
35.Полянский В.В. Конституционная ответственность в свете задач гармонизации публичной власти в федеративном договоре // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. – М., 2008. – 420 с.
36.Сырых В.М. Конституционная ответственность Президента Российской Федерации и руководителей органов федеральной государственной власти Российской Федерации // Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих. – Белгород. 2016. – 276 с.
37.Томилова, И. И. К вопросу о соотношении муниципально-правовой ответственности и конституционно-правовой ответственности / И. И. Томилова, Е. А. Школяренко // Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2021. – № 2. – С. 27.
38.Цихоцкий А.В. Теоретические проблемы эффективности правосудия по гражданским делам. – Новосибирск, 2007. – 429 с.
39.Шишева, Д. М. Конституционно-правовая ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности / Д. М. Шишева // Академия педагогических идей Новация. – 2021. – № 10. – С. 8.
40.Шон Д.Т. Конституционная ответственность // Государство и право. 2021. № 7. – С. 43-45.
Электронные ресурсы
41.СПС Гарант. Электронный ресурс. Режим доступа: URL : https://www.garant.ru. Дата обращения: 24.12.2024.
Материалы судебной практики
42.Определение Конституционного Суда РФ от 31.10.2023 N 2992-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Максимус" на нарушение его конституционных прав статьей 101 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" во взаимосвязи со статьями 35 и 47.1 того же Федерального конституционного закона" // СПС Гарант. Электронный ресурс. Режим доступа: URL : https://www.garant.ru. Дата обращения: 24.12.2024.